Тодоров Петко - Молодые Болгарские Фантасты (Предисловие К Сборнику 'детские Ладошки')
Петко Тодоров
МОЛОДЫЕ БОЛГАРСКИЕ ФАНТАСТЫ
Предисловие к сборнику "Детские ладошки"
перевод с болгарского Игорь Крыжановский
К фантастике литература обращается с незапамятных времен, но в
Болгарии исторически обусловленное развитие научно-фантастической
литературы началось менее полвека назад. И если раньше произведениям этого
жанра принадлежало скромное место в общелитературном процессе, то в
последние два десятилетия болгарская фантастика уверенно шагнула вперед.
Сборник "Детские ладошки" поможет читателям познакомиться с молодым
поколением писателей-фантастов, в активе которых имеется одна или несколько
книг.
Разумеется, болгарская фантастика вряд ли могла добиться значительных
успехов, если бы не опиралась на творчество писателей старшего поколения,
таких как Георгий Илиев, еще в тридцатые годы утверждавший образ ученого
как человека, обязанного защищать гуманистическую направленность науки в
эпоху бурного научно-технического прогресса.
Или на произведения Светослава Минкова, в которых поднимались
социальные проблемы общества, напичканного техническими достижениями и
раздираемого политическими распрями.
О творческом же сообществе фантастов, о коллективных: усилиях,
направленных на создание национальной модели научной фантастики, можно
говорить лишь применительно к шестидесятым годам.
Творчеству Павла Вежинова, Эмила Манова, Александра Герова и Любена
Дилова не свойственно отмеживание от общего процесса развития
художественной литературы, что выгодно отличает его от творчества их
западных собратьев по жанру. Как правило избегая оригинальничанья и
стараясь не выпячивать чудеса технического прогресса, фантасты старшего
поколения обращались к актуальным социально-этическим и психологическим
проблемам, делились с читателями философскими раздумьями, пеклись о высокой
художественности.
Реалистическая литература неизменно ставила во главу угла человека.
Этому принципу остались верны и молодые болгарские фантасты. Их
произведения поражают своей зрелостью и завершенностью.
Яркие, непохожи одна на другую книги, в которых ярко проявляется
своеобразный почерк каждого автора, совершенно невозможно отнести к разряду
занимательного чтива. В вошедших в сборник произведениях космические
приключения, описание жизни в далеком будущем служат лишь поводом для того,
чтобы порассуждать о непреходящих человеческих ценностях. Заметно повысился
и художественный уровень фантастики. Она сумела избавиться от налета
провинциальности, заметного в прошлом на фоне лучших зарубежных образцов.
Этому, безусловно, способствовало как внутреннее развитие жанра, так и
знакомство с творчеством крупнейших мировых фантастов и прежде всего -
советских. Читатели Болгарии широко знакомы с книгами Станислава Лема,
Ивана Ефремова, братьев Стругацких, Кира Булычева, Рея Брэдбери, Йозефа
Несвадбы, Ильи Варшавского, Кондрада Фиалковского, Герберта Уэллса...
Еще раньше они успели полюбить произведения Ал. Толстого, Карела
Чапека, Александра Беляева и, разумеется, большинство романов Жюля Верна.
Широкий спрос на фантастику заставил резко повысить количество
издаваемых произведений болгарских писателей-фантастов. В ряде издательств
стали выходить специальные библиотечки фантастической литературы. Страницы
молодежной печати, а также ставшие традиционными фестивали фантастики,
эвристики и прогностики всячески способствовали контактам читателей с
фантастами старшего поколения и теми, кто недавно начал осваивать этот
жанр. Немаловажную ро